Шпуля По внешнему виду шпули можно оценить качество катушки в целом. Шпули на дорогих высококачественных катушках металлические, передний насадной бортик, который непосредственно соприкасается с леской при забросе и поэтому подвержен ее абразивному воздействию, сделан из твердого металла, покрытого нитридом титана - износоустойчивым покрытием цвета золота. На катушках попроще стоят шпули, сделанные из цельного дюралюминия; на самых дешевых - пластиковые. Формой шпулиопределяется дальность заброса. Действительно, если леска намотана до уровня, близкого к диаметру переднего бортика, то она испытывает минимальное трение о бортик при забросе. Чем большее количество лески располагается в этой зоне, тем дальше будет заброс. Поэтому шпуля должна быть достаточно длинной. Эта концепция, получившая широкое распространение с начала 90-х годов, получила название Long Cast - дальний заброс. До этого шпули делались довольно узкие и глубокие, и нижние слои лески на конечной стадии заброса испытывали серьезное сопротивление. Лесоукладыватель Введение широкихлонгкастовых шпуль потребовало изменений в механизме укладки, замедляющем ход шпули для более равномерной намотки. Многие дорогие катушки снабжены механизмом укладки с помощью "бесконечного винта", намотка получается ровная, слои лески ложатся крестообразно, в результате "парики" почти никогда не образуются. В катушках подешевле используется так называемая планетарная укладка - с помощью эксцентрика на дополнительной шестерне. Леска наматывается на шпулю непосредственно лесоукладывателем. Его ролик должен быть достаточно износостойким. В лучших катушках он бывает выполнен из наиболее прочных материалов - нитрида титана и карбида кремния. Ролик должен свободно вращаться, для этого, начиная с катушек среднего ценового класса, под него ставят шарикоподшипник, в крайнем случае - подшипник скольжения. Тормоз Еще одинважнейший механизм, связанный со шпулей напрямую, - это фрикционный тормоз. Его задача - ограничить усилие на снасть в процессе вываживания рыбы, при подсечке или зацепе. При критической нагрузке шпуля просто проворачивается. Тормоз может быть передним (фронтальным) или задним. Принципиальных различий между ними нет - передний, расположенный в шпуле, несколько предпочтительнее для катушек силового назначения, так как усилие на тормоз передается непосредственно, тогда как при заднем расположении - через главную ось. Намного важнее, чтобы тормоз имел плавную регулировку и не менял усилие самопроизвольно. Ротор и зубчатая пара По скоростивращения ротора спиннинговые катушки делятся на скоростные и силовые. Лишняя скорость подмотки не помешает, но при повышении передачи падает тяговое усилие катушки. Если передаточное отношение (число оборотов ротора за один оборот ручки) около 6 - катушка относится к скоростным, если 4 или 4,5 - к силовым. Универсальны катушки с передаточным числом 5-5,5. Непосредственнос ротором связан механизм блокировки обратного хода. Это важная система не позволяет ротору вращаться в обратном направлении при подсечках или когда вам необходимо освободить руку для того, чтобы взять рыбу в подсачек, и т.д. В дорогих катушках он выполнен в виде специфического роликового подшипника или обгонной муфты, нивелирующих ударные нагрузки, которые в традиционной системе, выполненной в виде "собачки" или трещотки, могут быть весьма серьезны. Главная зубчатая пара, передающая вращение от ручки к ротору, - один из самых ответственных узлов катушки. От качества изготовления и материала шестерен зависит легкость хода и долговечность самой катушки. В дешевых моделях применяются литые шестерни из пластика или алюминия, не выдерживающие длительной работы. В дорогих катушках зубчатая пара изготовлена на механическом станке из прочных износостойких сплавов. Подшипники: больше не значит лучше Число шарикоподшипников - важный показатель качества катушки. Оно может быть от 0 до 12. Наиболее важные подшипники расположены следующим образом: один-два - на шестерне ротора, два - на оси ручки, один - в ролике лесоукладывателя, один - в механизме лесоукладки. Таким образом, 4-6 "шаров" вполне достаточно для надежности, и многие солидные фирмы выпускают качественные модели именно с таким числом шарикоподшипников. Посредственные производители, наоборот, часто манипулируют этим показателем, в рекламных целях снабжая катушку сомнительного качества солидным количеством слабых подшипников. На дорогих моделях корпус катушки может быть металлическим - он надежнее и долговечнее, чем пластиковый. Но если судить с точки зрения потребителя, принципиальной разницы между ними нет. Гораздо важнее, из какого материала изготовлен ротор, так как основные нагрузки приходятся как раз на него. Выбор катушки Если до походав магазин вы еще не решили, на какой конкретной модели остановиться, то при выборе обращайте внимание на следующее: - качество поверхностей на ролике лесоукладывателя и бортике шпули; - регулировка фрикционного тормоза (предпочтительна плавная); - качество хода (вращение должно быть легким и по возможности бесшумным); - балансировка катушки (биения при вращении должны отсутствовать), - наличие люфтов шпули, ротора, ручки (самый безобидный - осевой люфт шпули, остальные не должны быть заметны); Можете посмотреть, из какого материала выполнены шестерни ротора, сняв шпулю. В хорошей катушке ведомая шестерня (через которую проходит главная ось) должна быть цвета латуни. Проверьте также работу стопора обратного хода и возврат дужки лесоукладывателя. Обязательно обратите внимание на наличие дефектов, иногда возникающих в процессе траспортировки. Самый неприятный - дефект поверхности борта шпули. Осмотрите внимательно всю поверхность бортика, она должна быть гладкой, без забоин и царапин. Леска От ее качества зависит очень многое: как далеко мы будем забрасывать снасть, насколько хорошо почувствуем поклевку, поймем ли, как ведет себя взявшая приманку рыба, сколько блесен потеряем на зацепах, сумеем ли одолеть рекордный трофей. Спиннинговая леска должна обладать двумя противоречащими друг другу свойствами: она должна быть тонкой и прочной. Необходимость прочности очевидна для всех. Но вот насколько важно, чтобы леска была как можно тоньше, - это многими недооценивается. Если при ловле поплавочной или мормышечной удочкой поставить вместо толстой лески более тонкую, число поклевок сразу увеличивается, и это очевидно для рыболовов. В спиннинге этого не происходит - рыба не успевает ни рассмотреть леску перед броском, ни тем более почувствовать ее после хватки. Зато толщина лески сильно влияет на дальность заброса, особенно если вы ловите безынерционной катушкой. Уменьшение диаметра всего на 0,01 мм увеличивает заброс примерно на 5%. То есть заменив, к примеру, леску 0,3 на 0,2 мм, вы будете забрасывать среднюю по весу блесну в полтора раза дальше. В середине 90-х годовв рыболовной индустрии произошло важнейшее событие: наряду с традиционными монофильными нейлоновыми и капроновыми лесками, не имевшими альтернативы десятки лет, на рынке появились плетенью рыболовные шнуры из волокон с названиями Dyneema и Spectra. По сути дела, эти материалы - хорошо известные нам полимеры, из которых изготовляется множество повседневных вещей. Однако благодаря ничтожно малому диаметру этих волокон полимерные молекулы ориентированы в них строго вдоль, что придает им уникальные механические свойства. Чтобы порвать волокно, необходимо разрушить внутримолекулярные связи. При равном диаметре новью шнуры побивали монолески по разрывной нагрузке в несколько раз. Поначалу их появление было встречено спиннингистами довольно холодно, главным образом из-за структуры лески, напоминающей обычную нитку. Но очень скоро спиннингисты обнаружили очень полезное свойство плетенок - отсутствие эластичности, благодаря чему она идеально передает рыболову самые слабые поклёвки и позволяет сделать надежную подсечку даже на солидной дистанции. К тому же нитка, вопреки первому внешнему впечатлению, оказалась достаточно износостойкой. В спиннинговой ловле, если сравнивать ее с другими видами рыбалки, леска испытывает колоссальные нагрузки на износ. Она постоянно трется о кольца и шпулю при забросах и подмотке, да еще и о дно, нередко каменистое или ракушечное. Не случайно многие специальные спиннинговые лески имеют покрытия, препятствующие быстрому истиранию и старению лески. Итак, современные лески можно разделить на мононити и многоволоконные шнуры, которые, в свою очередь, могут быть классическими плетеными и спеченными, в которых волокна соединены между собой. Главные преимущества "плетенок" - это хорошая чувствительность из-за отсутствия растяжимости (монолески могут растягиваться, увеличиваясь в длину до 20%) и высокая разрывная нагрузка при одинаковом с монолеской диаметре. Правда, диаметр у многоволоконных лесок можно измерить только приблизительно, и обычно он больше указанного. Да и выиграете вы в дальности заброса "плетенкой", если сравнивать ее с одинаковой по прочности монолеской, не так уж много. Причина - в повышенном трении поверхности шнуров о кольца. Основной недостаток плетеной лески - из-за повышенной абразивности она требует высокопрочных пропускных колец и качественного ролика лесоукладывателя, а также надежного стопора обратного хода катушки, так как все нагрузки при подсечках и зацепах передаются на катушку без смягчения. Между прочим, монолески совсем не собираются сдавать свои позиции, особенно при использовании спиннингов легкого и сверхлегкого класса. Постоянно улучшаются их показатели по разрывным нагрузкам, уменьшается эластичность. Применение покрытий из различных материалов, таких как флюокарбон, тефлон и т.д., сделало монолески более износостойкими и позволило им выстоять в конкуренции с "плетенкой --------------------------------------------------------------------------------
|