[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Fill, акм  
Форум » ОХОТА. » РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА » Третий совет по охоте Минприроды:
Третий совет по охоте Минприроды:
МихалычДата: Среда, 04 Мая 2011, 14:10 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1606
[ 11 ]
Offline
Третий совет по охоте Минприроды:

Российская охотничья газета № 875 от 4 мая 2011 г.

Регулирование весенней охоты и охрана охотничьих угодий

Как водится каждой весной, в охотничьих изданиях опубликован ряд статей на тему весенней охоты. Часть авторов, как будто что-то почувствовав, заранее выказывали традиционную озабоченность за судьбу весенней охоты в России. И не напрасно. В самый разгар весеннего сезона в Минприроде собрали заседание третьего Совета по охоте и охотничьему хозяйству. Тема заседания звучала злободневно: «Регулирование весенней охоты и охрана охотничьих угодий».


Фото: Владимир Ершов

То, что министр Ю.П. Трутнев, мягко говоря, не симпатизирует весенней охоте, до настоящего времени не было секретом. Это проскальзывало между строк в его прошлых интервью, об этом же говорила практика его руководства Пермской областью, где весенней охоты в последние годы не было. Совсем недавно, как стало известно в охотничьих кругах, Минприроды провело несколько консультаций по этому вопросу с представителями разных (в том числе и природоохранных) организаций. И вот, наконец, вынесло его на заседание Совета. Причем заседание можно было без натяжки назвать расширенным, с природоохранным уклоном, т.к. в нем принимали участие, например, В.А. Зубакин – президент Союза охраны птиц России, В.В. Рожнов – заместитель директора Института проблем экологии и эволюции, В.А Орлов – начальник отдела Департамента госполитики в сфере охраны окружающей среды Минприроды и другие официальные лица. В общем, зал коллегии министерства был полон.

В ходе заседания планировалось обсудить три основных вопроса: предложения по регулированию весенней охоты на водоплавающую дичь, на бурого медведя на территории Дальневосточного федерального округа и нормативное регулирование охраны охотничьих угодий.

По первому вопросу докладчиком выступил А.Е. Берсенев – директор охотдепартамента Минприроды. В его докладе, сопровождаемом для наглядности рядом ярких и убедительных графиков и диаграмм, прозвучали цифры и факты, давно уже знакомые тем, кто на протяжении последних лет следит за ходом борьбы за право существования традиционной в России весенней охоты. А именно: динамика численности водоплавающих птиц в Евразии в целом положительная; пресс охотничьего давления приходится в основном на Европейскую часть, и в России он незначительный, хотя и попадает в основном на весенний период; охота в течение года на территории России не более продолжительна, чем в ряде зарубежных стран, где располагаются основные зимовки водоплавающих; причем объем добычи на одного охотника в России в среднем в год составляет по гусям 0,2, а по уткам 2,5 особи на охотника, что меньше, чем, скажем, в Нидерландах в три раза, в Дании и Бельгии – почти в два раза. А если сравнивать объемы добычи в Европейской части России и в зарубежной Европе в целом, то разница окажется по уткам в 7 раз, по гусям в 9 раз, по вальдшнепу почти в 20 раз больше, причем «не в нашу пользу».

Несмотря на все вышесказанное, весенняя охота в России и так уже подвергнута серьезным ограничениям. В новых Правилах охоты, которые вступят в силу в ближайшее время, сроки сокращены до 10 дней по боровой и водоплавающей дичи, запрещена охота на гусей на островах Северного Ледовитого океана, а также на расстоянии менее 1 километра от уреза разлива воды на 50-ти реках и 6-ти озерах, на образованных ими водохранилищах и островах (мера, кстати сказать, сомнительная и, судя по всему, нуждающаяся в доработке). Кроме того, охотдепартамент дополнительно вносит предложения для дальнейшего сохранения водоплавающих птиц в России, предлагая передать полномочия по нормированию охоты на федеральный уровень для мигрирующих птиц, ограничить весеннюю охоту на основных миграционных стоянках водоплавающей дичи, а также в темное время суток, и активизировать на государственном уровне координацию со странами, имеющими общую с Россией территорию пребывания дичи. В общем и целом было понятно, что директор профильного департамента от имени своих коллег пытается защитить весеннюю охоту и интересы охотников и жертвует частью, чтобы сохранить целое.

В качестве оппонента докладчику выступил В.А. Зубакин, который категорично высказался от имени Союза охраны птиц России за поэтапное и жесткое ограничение весенней охоты с целью ее полного закрытия в ближайшее время. Для этого Союз призывает вести разъяснительную работу, повышать биологическую грамотность охотников, строже контролировать нормы сдачи экзамена по охотничьему минимуму и, конечно, наладить действенную систему как государственного, так и общественного контроля и охраны охотничьих угодий.

Ряд выступавших за ним членов Совета выразили несогласие со столь категоричной формой неприятия весенней охоты. И действительно, нельзя забывать, что весенняя охота в России – это традиционное, исконно русское занятие. При ее запрете неизбежно исчезнет часть народной культуры – например, охота с подсадными манными утками, охота на вальдшнепиной тяге или тетеревином току. И пусть у охоты весной нет такого разумного и целесообразного обоснования, как у охоты осенней, но ее запрещение мало того что приведет к росту напряжения и возмущения в народе, но будет еще и практически невыполнимо в обозримом будущем при отсутствии действенной системы контроля и охраны угодий. Таким образом, не будучи поддержанной ни охотниками, ни охотоведами, такая идея скорее всего умрет, едва родившись. Другое дело, что весеннюю охоту надо четко регламентировать, чтобы свести к минимуму возможный вред от ее неумелого или противозаконного проведения, последовательно осваивая приемы борьбы с браконьерством и браконьерами, наносящими непоправимый вред природе и охоте.



Фото: Сергей Фокин

Из выступления министра Ю.П. Трутнева по этому вопросу стало ясно, что позиция охотоведов его так и не убедила. К сожалению. Ссылки на Европу показались несостоятельными, т.к. начинать наведение порядка, по мнению министра, следует с себя, не оглядываясь на соседа. И если мы не хотим довести запасы охотничьей дичи до полного уничтожения, то уже сегодня должны начинать ограничивать себя в охоте. Однако, подчиняясь на сегодня решению Совета, министр все же предложил принять за основу предложения охотдепартамента, но при этом продолжить консультации со специалистами и создать особую рабочую группу, чтобы выработать соответствующие решения в дальнейшем.

По второму вопросу – о целесообразности запрета весенней охоты на бурого медведя – все выступавшие проявили полное единодушие. А. Берсенев, как основной докладчик, озвучил известные охотоведам данные о том, что численность медведей в Дальневосточном регионе достигла исторического максимума, что охотой осваивается только 1/3 квоты и около 90 % лимита, большая часть которых добывается именно весной, т.к. охотиться в это время гораздо продуктивней и удобнее. Вокруг этого вида сложился рынок сопутствующих услуг, как легальных, так и теневых. Главной проблемой является контрабанда дериватов – лап, желчи бурых медведей в Китай, Корею и т.д. Для борьбы с браконьерством охотдепартамент предложил опять таки наладить охрану и контроль, а так же ввести систему мечения легально добытой продукции специальными несъемными пломбами, чтобы исключить вывоз трофеев по подложным документам, либо многократное использование одного и того же разрешения.

Докладчика поддержал В.В. Рожнов и профессор В.К. Мельников, которые как представители науки подтвердили изложенные в докладе факты, добавив, что чрезмерная численность бурых медведей становится небезопасной для населения региона, а также для популяции копытных животных и даже для самих бурых медведей, самцы которых при таких условиях нередко нападают на медвежат и самок с детенышами. Руководитель Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае А.А. Турушев в своем выступлении, помимо уже изложенных фактов, с которыми он выразил полное согласие, особо остановился на прошлом опыте возросшего протестного браконьерства на фоне закрытия легальной охоты на медведей.

Надо отдать должное министру Ю.П. Трутневу, который, как было видно из его выступления, хотя и не был согласен с высказанным мнением, но как рядовой член Совета, подчинился большинству и в заключительном слове сделал вывод, что ограничивать охоту на медведей в Дальневосточном регионе пока нет необходимости, но что этот «вопрос» надо держать на контроле. При этом министр обещал сотрудникам органов государственного охотничьего надзора помощь Министерства и Генеральной прокуратуры.

По третьему вопросу – о регулировании охраны охотничьих угодий – министр неожиданно сам взял слово, прервав докладчика И.С. Кузнецова, заместителя директора охотдепартамента. В частности он сказал, что на настоящий момент министерству хорошо известна проблема с охраной охотугодий. Действительно, по существующему законодательству у штатных сотрудников егерской службы охотпользователей нет полномочий для задержания нарушителей правил охоты и составления протокола. Вносить изменения в Административный кодекс и другие документы, конечно, необходимо, и это поручение остается в силе. Но процедура эта длительная, а охранять угодья надо уже теперь. В какую правовую оболочку облечь этот процесс – вот задача настоящего момента.

Выход видится в организации охраны охотугодий через частную охранную деятельность. С 30 ноября 2010 года вступили в силу изменения в Законе о частной охранной деятельности, позволяющие частным охранным предприятиям (ЧОПам) предоставлять охотпользователям «охранные услуги по обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на объект охраны». Установлены
соответствующие полномочия охранников, в том числе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные полномочия частных охранников дают реальную возможность применения мер административного принуждения для лиц, нарушающих требования законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Для этого надо, чтобы охотпользователи делегировали своих сотрудников в ЧОПы, тогда по закону они получат право на ношение и применение в установленных законом случаях оружия и специальных средств, право на задержание нарушителей.

С губернаторами регионов будет достигнута соответствующая договоренность, направлены соответствующие письма по рекомендации создания таких органов – по одному на край или область. За счет бюджета придется оплатить всего одну лицензию на частную охранную деятельность для конкретного ЧОПа, будущими сотрудниками которого станут егеря охотничьих хозяйств региона. Расходы на содержание такой организации будут минимальными, и покрыть их не составит труда. Отчасти такой опыт, по словам С.А. Солина, начальника Госинспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, уже есть в Пермском крае. Но Ю.П. Трутнев особенно подчеркнул, что речь идет не о сотрудничестве с уже существующими ЧОПами, которым придется оплачивать их услуги, и не об эксперименте, а об общей единой практике в масштабах всей страны.

Последнее предложение особенно единодушно было одобрено всеми членами Совета. Ведь проблема, действительно, давно назрела и требует немедленного решения.


Форум » ОХОТА. » РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА » Третий совет по охоте Минприроды:
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Дизайн создан студией дизайна AsDesign © 2024
Хостинг от uCoz