Михалыч | Дата: Среда, 23 Мая 2012, 17:53 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1606
[ 11 ]
Offline
| Контрольный отстрел
Фото Игоря Суслова
Наш читатель И. из Тверской области и группа охотников из Краснодарского края обратились с просьбой прокомментировать действия сотрудников ЛРС, установивших порядок контрольного отстрела из нарезного оружия.
Из писем и приложенных к ним документов видно, что контрольный отстрел производится в установленные дни и часы. Кроме того, для продления разрешений на ношение и хранение охотничьего оружия необходимо своевременно проходить медицинскую комиссию.
Конечно, редакция и автор понимают, что контрольный отстрел в точно указанные дни и часы, как и требования о прохождении медицинской комиссии, создают определенные трудности для охотников-любителей.
Однако не надо забывать о следующем.Необходимость контрольного отстрела из нарезного охотничьего оружия определена требованиями Федерального законодательства об обороте оружия. Контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, проводится органами внутренних дел России в порядке, определенном Приказом МВД России от 12.04.1994 № 118 «Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом» (с изменениями от 25 октября 2011 г.). Документ опубликован и размещен в СМИ, сети Интернет.
Вопросы наших читателей о реализации названного приказа, а также о продлении разрешений на ношение и хранение охотничьего оружия уже не раз разъяснялись правоохранителями и оценивались судами разных инстанций.
Так, решение Верховного Суда РФ от 09.07.2003 № ГКПИ03-661, отказывая в иске гражданину Ф. о признании противоречащими закону п. 2.2, абз. 5 п. 3, абз. 2 п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288, указывает на следующее.
Федеральный закон «Об оружии» определяет оборот оружия, в том числе и как… учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об оружии» приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, предусмотрено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
В систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг) (п.п. 12 п. 8 Положения).
Федеральный закон «Об оружии» и Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не решают вопроса о том, какой из органов внутренних дел, входящих в систему МВД России, осуществляет выдачу лицензий на приобретение оружия.
В статье 13 ФЗ «Об оружии» говорится о праве граждан на приобретение оружия. Это право может быть реализовано посредством получения лицензии в органах внутренних дел по месту жительства. В силу закона гражданам, не имеющим постоянного места жительства, лицензия на приобретение оружия не выдается.
Следовательно, наличие постоянного места жительства является условием реализации права гражданина на приобретение оружия, и доводы заявителя о несоответствии оспариваемых положений Инструкций статье 20 Гражданского кодекса РФ и законодательству об оружии являются несостоятельными.
Абзац 2 п. 67 Инструкции предусматривает, что продление срока действия лицензий и разрешений осуществляется в порядке, установленном для их выдачи, после комиссионного обследования объектов юридического лица, проверки условий хранения оружия по месту жительства граждан и проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом с оформлением новой лицензии или разрешения.
Проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом при продлении срока действия лицензии является одной из форм контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации, осуществляемой органами внутренних дел.
Полномочия органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия определены статьей 28 ФЗ «Об оружии» и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 215. Доводы заявителя о том, что существующий порядок получения лицензии влечет для него дополнительные материальные затраты, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
ФЗ «Об оружии» говорит о праве гражданина на приобретение оружия, устанавливает лицензирование приобретения оружия и патронов к нему, а также контроль за оборотом оружия. Отсюда ВС РФ принял решение о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
В сентябре 2009 г. Верховный Суд РФ рассмотрел заявление Л. о признании частично недействующим пункта 1.2 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. № 118 (решение № ГКПИ09-747 от 17.09.2009).
В решении сказано, что пунктом 1.1 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. № 118 (далее – Инструкция), предусмотрено, что контрольные отстрелы огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося в обороте на территории Российской Федерации, производятся с целью постановки на учет Федеральной пулегильзотеки МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением.
Согласно пункту 1.2 Инструкции, контрольному отстрелу подлежит и оружие, принадлежащее гражданам Российской Федерации, перед продлением разрешения на хранение и ношение или перед передачей, продажей другому лицу.
Л. в заявлении указал, что Инструкция в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону «Об оружии» и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, которые не обязывают производить контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, принадлежащего гражданам, перед продлением разрешений на хранение и ношение данного оружия.
Суд с этим не согласился, указав на следующее. Норма об обязательном проведении контрольного отстрела принадлежащего гражданину нарезного огнестрельного оружия при продлении разрешения на хранение и ношение этого оружия, кроме оспариваемой Инструкции, закреплена также в абзаце 2 пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 228. Указанная норма проверялась в Верховном Суде Российской Федерации на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по заявлению Ф., и оснований для ее признания недействующей судом не установлено.
Согласно вступившему в законную силу решению Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 г. по делу № ГКПИ03-661, проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом при продлении разрешения на хранение и ношение данного оружия является одной из форм контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации, осуществляемой органами внутренних дел. Это соответствует их полномочиям.
Таким образом, предписание по контрольному отстрелу гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом перед продлением разрешения на его хранение и ношение позволяет осуществлять контроль изменений конструкции оружия в процессе его эксплуатации, не противоречит действующему законодательству, регулирующему оборот гражданского оружия в Российской Федерации, и прав заявителя не нарушает.
Вячеслав Михайлов 21 мая 2012 http://www.ohotniki.ru/
|
|
| |