Как дурачат в частных охотничьих хозяйствах
Когда охота организована профессионалами, для которых главное — результат, а не процесс, все решает лишь один выстрел, так как промахнуться просто нереально...
Фото: Кирилл Военков Намедни встретил старого знакомого — охотника из отдаленного подмосковного города, расположенного неподалеку от границы с Рязанской областью. И он и я никак не рассчитывали на продолжительную беседу, но не заметили, как разговорились. Столько всего обсудили: и численность зайца в текущем году в различных областях центрального региона, и количество боровой дичи… Не обошли стороной и загонную на лося.
О том, что ценник нынче «кусается», не говорят разве что любители охоты исключительно «по птичке».
Простой народ негодует: за один только трофей коммерческой охоты на лося загоном предлагается выложить от 30 тысяч рублей в Новгородской, до 60–70 тысяч в Московской и Ленинградской областях, а еще проживание, егерское обслуживание — не самые последние статьи расходов.
О проживании. Совсем не удивительно, что, вложившись в развитие охотничьей инфраструктуры в угодьях, инвесторы жаждут возврата инвестиций в краткосрочной перспективе, и добычливость зачастую уходит на второй план. Добыл — не добыл, а 2500–3000 рублей в сутки — вынь да положь.
О егерском обслуживании. История, которую поведал мне знакомый, касалась собственно обслуживания гостей частных угодий, а именно промаха при выставлении зверя на номер.
«Когда мы впервые приехали в охотхозяйство, нас приняли вполне дружелюбно, объяснили, что почем.
Конечно, насторожило, что за промах штрафные санкции достигали одной трети коммерческой стоимости трофея. Лось вышел в штык за восемьдесят шагов, я выстрелил, — рассказывал мне Юрий, — но промахнулся.
Прибежал сотрудник охотхозяйства, в простонародье — егерь, и, показывая в руках клок лосиной шерсти, убедил наш коллектив, что выгнал лося на верный выстрел. Не желая портить отношения, штраф оплатили и распрощались «друзьями».
Когда снова приехали в это хозяйство на загонную охоту, ситуация повторилась. Дуплет оказался неудачным — егерь снова тряс клоком шерсти, доказывая, что стрелок побрил лосю холку. На этот раз его экспертное мнение было подвергнуто сомнению, и окрестности были тщательно обследованы.
Обе пули нашли в стволах деревьев, в стороне от лосиных следов, что свидетельствовало о явной лжи ответственного сотрудника, левый карман которого был набит кабаньей шерстью, а правый — лосиной. Вот такое обслуживание…»
Конечно, хочется верить, что подобные случаи единичны. Но настораживает, что в отдельных хозяйствах:
• Молодые бычки продаются по цене взрослых особей.
• «Мелким шрифтом» оговаривается недопустимость добычи коровы, которая впоследствии выставляется на выстрел, и казна хозяйства пополняется за счет штрафных санкций? А вы в пылу охоты сможете, скажем, за сто шагов отличить лосиху от лося, сбросившего в декабре рога?
• «Выставление зверя на линию стрелков» в спорных случаях всегда трактуется в пользу охотпользователя. Общепринятый норматив: для гладкоствольного ружья — 50 метров, для карабина — 150. При условии, что зверь движется, а местность, как правило, лесистая возникает закономерный вопрос: а так ли был очевиден шанс добычи?
• В разрекламированных хозяйствах с претензией на богемность деньги предлагается заплатить и за процесс охоты, и за результат. Сам факт загонной охоты стоит 10–20 тыс. руб. за три загона в течение одного дня для группы, состоящей из семи – десяти стрелков. Для меньших групп охоту не организовывают из соображений плановой доходности по совокупности услуг.
Добытый трофей (одна добытая особь) — 30–70 тыс. руб. Если сложить эти ключевые затраты, то получается весьма круглая сумма, зачастую непосильная простому охотнику-работяге…
• Нельзя забывать, что, согласно нынешним Требованиям к охоте на копытных животных, в случае ранения копытного животного нужно сделать отметку в разрешении и добрать его в течение текущего и одного последующего дней.
По истечении суток, следующих за днем охоты, на которой был произведен подранок, добор прекращается и разрешение считается использованным, о чем в разрешении делается соответствующая отметка. Качество добора напрямую зависит как от тяжести ранения зверя, наличия зверовых лаек, так и от сноровки, расторопности и желания сотрудников охотхозяйства.
Может быть, проще взять штраф за подранка, чем быстро и профессионально организовать добор?
Современная государственная политика в области охотничьего хозяйства, как ни прискорбно мне об этом говорить, направлена на передачу угодий в частные руки. Но что делать простому охотнику, который готов потратить свои кровные не на отдых в июле на Бали, а на загонную охоту в Подмосковье в декабре?
Кирилл Военков 26 января 2017 в 08:52
|